Всего за полгода московская область на 60% сократила количество нелегальных свалок строительных отходов и поставила утилизацию ОСИИГ под цифровой контроль о новом порядке обращения со строительными отходами. Рассказывает Андрей Разин, министр экологии и природопользования Московской области.

b153

Андрей Викторович, уже почти полгода в Московской области действует новый порядок обращения со строительными отходами. Какой была ситуация на старте экологической реформы?

Если с оборотом твердых коммунальных отходов ситуация в Подмосковье нормализовалась, то проблема отходов сноса, строительства и грунтов до 2020 года стояла очень остро. Ежегодно Москва и область генерируют порядка 50 миллионов кубометров отходов этого вида. Это гораздо больше общего объема коммунальных отходов, которых Москва и Подмосковье образуют около 7,5 миллионов тонн ежегодно. Оборот строительных отходов был непрозрачным и очень слабо контролируемым, что приводило к многочисленным нарушениям при транспортировке и размещении. Проще говоря, отходопроизводителям было легче свалить строительный мусор в лесу, нежели платить за его переработку. Проблема незаконных свалок в Подмосковье еще совсем недавно приобретала угрожающие размеры. А между тем, строительные отходы и грунты – это ценный материал для рециклинга, вторичные материалы из него востребованы во многих отраслях и, в первую очередь, в дорожном строительстве и в производстве рекультиванта для восстановления земель, нарушенных при добыче полезных ископаемых.

 

С какими проблемами столкнулось Минэкологии МО при подготовке реформы?

Проблем было много. В первую очередь, это несовершенство нормативной и правовой базы, отсутствие единого стандарта обращения строительных отходов. Во-вторых, отсутствие системного взаимодействия со всеми участниками процесса и контролирующими органами. Основная масса отходов направляется к нам из столицы, и был нужен четкий совместный контроль по всей схеме обращения, от площадки образования отходов до перерабатывающего комплекса. Это подразумевало огромную работу по созданию единой информационно-навигационной системы, интеграцию систем видеофиксации и множество других вопросов. Все это нужно было создавать с нуля.

b152 

 

Какие шаги были предприняты командой Минэкологии для запуска реформы: в сфере законодательства, организационных вопросов, технологических решений?

В первую очередь, было подписано соглашение между Правительствами Москвы и Московской области о совместной деятельности в сфере оборота строительных отходов, это стало основой для разветвленного межведомственного взаимодействия. Следующим шагом стало создание единого стандарта обращения с отходами, который содержал четкие требования ко всем участникам процесса: отходопроизводителям, включая управляющие компании, транспортировщикам и переработчикам.

Особо отмечу: важное значение в системе обращения имеют специализированные объекты по переработке строительных отходов, которые должны соответствовать экологическому стандарту и иметь современное технологическое оборудование для переработки таких групп строительных отходов как смешанные или несортированные отходы, отходы бетона и железобетона, лом кирпичных конструкций и скол асфальтовых покрытий, отходы строительных материалов на основе пластмасс и полимеров, отходы строительных грунтов. Поэтому была создана система учета специализированных объектов по переработке строительных отходов, и разрешения на перемещение отходов даются только в адрес этих объектов, учтенных в реестре.

Главным достижением стало создание информационной системы «Электронный талон ОССиГ, РГИС Московской области», где регистрируются транспортные средства, которые перевозят строительные отходы. Теперь их транспортируют только в сопровождении электронного талона. Каждый автомобиль оборудован системой глобальной спутниковой навигации, позволяющей позиционировать его в реальном времени и контролировать, куда направляется груз отходов. Помимо этого, работают системы фото- и видеофиксации, регистрирующие госномера машин и содержание кузова, и, если строительные отходы везет транспорт без электронного талона, правонарушение фиксируется мгновенно, и санкции следуют по той же схеме, которая работает в ГИБДД.

Наконец, потребовалось внести изменения в региональное законодательство с тем, чтобы ужесточить меры административного воздействия на нарушителей правил обращения с отходами. Хочу подчеркнуть: наказание для нас – не самоцель. Невозможно решить проблему незаконных свалок только административными методами: нелегальные перевозки нужно сделать экономически нецелесообразными.

 

На опыт каких стран или регионов России вы ориентировались при запуске экологической реформы?

В Московской области накоплен достаточный опыт обращения с отходами, в первую очередь, с коммунальными. В ходе реформы регионе была создана одна из первых в России территориальная схема, в которой учтены все отходообразователи, предприятия по переработке и утилизации, маршруты транспортировки, создан был также кадастр отходов Московской области.

Мы тщательно изучали зарубежный опыт и, если в отношении обращения ТКО нам приходилось учиться, то какой-то слаженной системы обращения стройотходов, какого-то ноу-хау мы не увидели, поэтому во многом пошли по аналогии с ТКО: создание современных комплексов, внедрение системы учета отходов, определение объемов их образования и контроль за перемещением.

Поэтому в части методологии, выработки подходов мы справились своими силами. Хотя, разумеется, опыт других регионов и стран изучается, поскольку любая система, а тем более, такая сложная, как обращение отходов, должна постоянно совершенствоваться.

b154

 

О каких результатах реформы утилизации ОССиГ уже можно говорить по итогам 2021 года?

Прежде всего, хочу отметить, что в полную силу новая система заработала относительно недавно: перемещение строительных отходов без электронного талона было запрещено только с 1 сентября. Однако темпы набраны, на наш взгляд, хорошие: на сегодняшний день в региональной информационно-навигационной системе зарегистрировано уже порядка 3500 отходопроизводителей, отходоперевозчиков и объектов приема строительных отходов. Это достигнуто, в первую очередь, за счет широкой информационной и разъяснительной работы.

В регионе уже действуют более 40 предприятий по переработке строительных отходов, полностью соответствующих требования единого стандарта, также создаются новые высокотехнологичные площадки для переработки сложных видов отходов. Сейчас эти предприятия работают с нагрузкой 70 и более процентов. Эффект дает и усиление контрольно-надзорной работы с участием не только инспекторов эконадзора, но и правоохранительных органов, сотрудников Госадмтехнадзора, Госстройнадзора и других ведомств.

 

Как жители Московской области оценивают результаты?

Лучше всего об этом говорит статистика обращений жителей в министерство. По сравнению с 2020 годом, доля жалоб на незаконные свалки и другие нарушения в сфере обращения с отходами значительно снизилась.

Это говорит не только о действенности системы обращения со строительными отходами, но и о темпах общей работы Правительства Московской области по борьбе с несанкционированными свалками. К примеру, по сравнению с 2020 их количество снизилось на 52 процента. При этом ликвидируется свалок, с учетом обнаруженных ранее, больше, чем выявляется новых.

 

Пожалуйста, расскажите о дальнейших планах Минэкологии Московской области в борьбе с незаконной утилизацией ОССиГ и твердых бытовых отходов?
Какие шаги будет предпринимать ведомство для борьбы с нелегальными свалками?

В дальнейших планах – развитие удобства сервисов вывоза строительных отходов. Мы запустили специальный сайт https://stroyothody.mosreg.ru/

Он уже пользуется популярностью, на него обращаются ежедневно десятки людей, оставляют заявки, которые в течение дня обрабатываются, и перевозчики легально вывозят стройотходы даже из самых удаленных уголков Подмосковья на легальные площадки переработки. Дальнейшие действия – развитие этого сервиса, его реклама. Кроме того, сейчас мы с рядом крупных российских IT-компаний изучаем возможность пилотного внедрения в Подмосковье сервиса «Биржа отходов».

 

В чем опыт Московской области может быть полезен другим российским регионам, которые сталкиваются с такой же проблемой контроля и утилизации строительных отходов?

Как и в области обращения с ТКО, в данной сфере Подмосковье – один из признанных лидеров, это признано экспертами. Наш опыт интересен и другим регионам, где система обращения строительных отходов только начинает создаваться. Так, недавно в нам приезжали делегации Татарстана, Башкортостана, которые внимательно изучили опыт Подмосковья и намерены перенять его. Нашими наработками также заинтересовались в Санкт-Петербурге, Крыму и Нижнем Новгороде. Это очень позитивно, и мы всегда открыты для диалога и совместной работы с коллегами из других регионов.

b155

 

___________

Группа компаний «Урбантех» стала технологическим партнером Минэкологии Подмосковья. ИТ-оператор предложил комплексное решение на базе искусственного интеллекта, разработанное специально под задачи регионального ведомства. Программное обеспечение включает нейросети, способные идентифицировать мусоровозы по их контурам, производить предобработку изображений с комплексов фотовидеофиксации и распознавать номерные знаки ТС, зафиксированных камерами на въезде и выезде из КПСО. Платформа цифрового контроля интегрирована с системой «Электронный талон» и АИС «ОССиГ». Нейросети анализируют изображения с камер фотовидеофиксации, выявляют мусоровозы и грузовой транспорт, перевозящий строительные отходы (ОССиГ). Далее ИИ сверяет данные с базой государственных регистрационных знаков и разрешений на перемещение грузов, отслеживает маршрут и определяет наличие груза в кузове. Если грузовик не заехал на комплекс переработки строительных отходов (КПСО) и при этом завершил путь уже без груза, инспекторы по охране окружающей среды получают информацию для расследования ситуации.

Для формирования УИН (уникального идентификатора начислений) не нужно использовать личный кабинет информационной системы «Учет начислений и платежей». Теперь все операции доступны в единой системе «Контроль перемещения ОССиГ», что значительно облегчает инспектору работу. В ближайшее время система будет интегрирована с РНИС, что позволит с помощью ГЛОНАСС-трекеров контролировать перевозящий ОССиГ транспорт.

За 2 месяца работы: системой обработано 27 950 746 фото транспортных средств, приспособленных к перевозке ОССиГ из них фотографий с нарушениями – 8 489 шт.
за этот период сформировано аналитических материалов с признаками нарушений – 3 538 шт; инспекторами вынесено постановлений в системе – 555 шт.
В результате на 61% по сравнению с 2020 годом сократилось количество несанкционированных свалок в регионе. на 52% в Подмосковье снизился поток жалоб от населения на нелегальные строительные свалки.