rI6IzDBiG84

Межправительственному комитету по ведению переговоров по пластмассам поручено разработать первый международный юридически обязательный договор о загрязнении пластиком, в том числе морской среды. Это вторая из пяти встреч, которые должны состояться для завершения переговоров к концу 2024 года.

Человечество ежегодно производит более 430 миллионов тонн пластика, две трети из которых являются недолговечными продуктами, которые вскоре превращаются в отходы, заполняя океан и часто попадая в пищевую цепочку человека. По данным Организации экономического сотрудничества и развития, к 2060 году объем пластиковых отходов, производимых во всем мире, увеличится почти втрое, причем около половины из них попадает на свалки, а менее пятой части перерабатывается вторично.

Для уменьшения объема загрязнения пластиком на 80 процентов по всему миру к 2040 году и уменьшения масштаба проблемы в докладе Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) предлагается сначала устранить пластик, который является причиной проблем и без которого можно обойтись. Далее авторы доклада призывают внедрить три изменения на рынке – повторное использование, вторичную переработку, переориентацию и диверсификацию товаров.

♻Повторное использование: продвижение вариантов повторного использования, включая бутылки многоразового использования, дозаторы для сыпучих материалов, схемы возврата депозитов, схемы возврата упаковки и т. д., поможет уменьшить объемы загрязнения пластиком на 30 процентов к 2040 году. Для реализации его потенциала правительства должны оказать поддержку для создания более веских экономических обоснований для внедрения многократного использования.

♻Вторичная переработка: уменьшение объемов загрязнения пластиком еще на 20 процентов к 2040 году может быть достигнуто при условии, что переработка отходов станет более стабильным и прибыльным делом. Отмена субсидий на добычу и производство ископаемого топлива, обеспечение соблюдения руководящих принципов проектирования для повышения пригодности к вторичной переработке и другие меры позволили бы увеличить долю экономически пригодных для вторичной переработки пластмасс с 21 до 50 процентов.

♻Переориентация и диверсификация: тщательная замена таких товаров, как пластиковая упаковка, пакеты и упаковка для еды навынос, продукцией, изготовленной из альтернативных материалов (бумага или компостируемые материалы), поможет обеспечить дополнительное уменьшение объемов загрязнения пластиком на 17 процентов.

Даже при условии соблюдения вышеуказанных мер к 2040 году все равно потребуется ежегодная безопасная утилизация 100 миллионов метрических тонн пластмасс, состоящих из одноразовых и недолговечных товаров, а также значительного наследия уже имеющегося загрязнения пластиком. Эту проблему можно решить, установив и внедрив стандарты проектирования и безопасности для утилизации пластиковых отходов, не подлежащих вторичной переработке, а также возложив на производителей ответственность, в частности, за то, что продукты содержат микрочастицы пластика.

В докладе рекомендуется внедрить глобальную налогово-бюджетную систему в международную политику с тем, чтобы позволить переработанным материалам конкурировать на равных с первичными материалами, экономить за счет масштаба решений и создавать системы мониторинга и механизмы финансирования.

Важно отметить, что руководящим органам рекомендуется применять подход, который объединяет инструменты регулирования и политику, охватывающие действия на протяжении всего жизненного цикла, поскольку они взаимно усиливают друг друга на пути к преобразованию экономики. Например, правила проектирования, позволяющие сделать продукцию экономически пригодной для вторичной переработки, могут быть объединены с целевыми показателями по включению переработанного содержимого и налоговыми стимулами для предприятий по переработке отходов.

Кроме того, в докладе рассматриваются конкретные политические меры, включая стандарты дизайна, безопасности компостируемых и биоразлагаемых пластмасс, целевые показатели минимальной переработки, схемы РОП, налоги, запреты, стратегии коммуникации, государственные закупки и маркировка.

Другие статьи в рубрике