В начале мая столицу Мордовии посетили делегации специалистов из Татарстана, Нижегородской области, Казахстана с целью познакомиться с системой раздельного сбора отходов в Саранске. Гости высоко оценили организованную систему раздельного сбора отходов, качество оказания услуги по санитарной очистке города от отходов, просветительскую работу с населением и экологическое воспитание. Это уже не первая подобная делегация за последнее время. Все хотят своими глазами увидеть, что раздельный сбор в регионе России — это не фикция, а реальность.

На данный момент в России нет ни одного города, где так же, как и в Саранске, на большинстве контейнерных площадок были бы установлены баки для раздельного сбора мусора. Из 11 городов России, которые в 2018 году примут матчи ЧМ по футболу, требованиям ФИФА, оговаривающим тематику сбора мусора, соответствует только столица Мордовии. Каждый день на переработку отправляются огромные кучи бумаги и пластика, которые всего три года назад закапывались на свалку.

В этом году Саранск возглавил составленный экспертами Гринпис рейтинг российских городов по доступности инфраструктуры раздельного сбора для местных жителей. В Саранске в своих дворах  контейнеры для вторсырья видят 80% горожан. Нужно признать, что столица Мордовии всех сразу поражает своей чистотой. А дело в том, что все в городе  заинтересованы, чтобы было чисто. И городские власти, и жители города, и те, кто непосредственно занимается вывозом мусора.

Крупнейший оператор по обращению с отходами в Мордовии ООО «РЕМОНДИС Саранск» пришел в регион в 2011 году. Сегодня у компании более 5 тыс. контейнеров, в том числе для раздельного сбора мусора, линия для сортировки и обработки отходов упаковки и вторсырья и автопарк из 35 единиц мусоровозов и спецтехники. О достигнутых результатах и планах на будущее мы поговорили с генеральным директором компании Светланой Владимировной Бигессе.


- Светлана Владимировна, Ваша компания – одна из первых, кто стал серьезно заниматься сортировкой отходов. Каких результатов удалось добиться?

В регионе мы работаем с 2011 года. Сегодня «Ремондис» помимо Саранска обслуживает 3 района республики - Старо-Шайговский, Лямбирьский и Атяшевский. Был поэтапно внедрён раздельный сбор отходов в Саранске.
На сегодняшний момент в городском округе Саранск проживают около 320 тыс. человек. Сегодня в здесь создана полноценная система раздельного сбора отходов: практически на всех контейнерных площадках многоквартирных домов и на контейнерных площадках многих организаций, юридических лиц установлены контейнеры для раздельного сбора отходов упаковки. Количество таких контейнеров для раздельного сбора вторичного сырья в городе сегодня  745 шт.: 520 пластиковых евро-контейнеров (серых с жёлтой крышкой) для раздельного сбора бумаги, картона, полимерной плёнки и 225 металлических сетчатых контейнеров для раздельного сбора ПЭТ-бутылок, пластиковых флаконов, канистр. То есть в среднем, можно сказать,-  один контейнер для раздельного сбора на 430 жителей или на два средних многоквартирных дома.


- Какой процент отходов удается отправлять на переработку?

На сегодняшний день, в контейнерах для раздельного сбора собирается пока около 12 процентов от объёма ТБО. Доля мусора в контейнерах для раздельного сбора небольшая, менее 10%.
Очень важен факт наличия инфраструктуры для раздельного сбора в Саранске в шаговой доступности для всех жителей.   Наша задача путём усиления пропаганды раздельного сбора, просветительской работы с населением, значительно увеличить долю собираемого в рамках раздельного сбора вторсырья.

- Куда направляется вторичное сырье? Насколько удалось снизить количество отходов, направляемых на полигон?

Собранная в рамках раздельного сбора бумага и картон направляются на бумажную фабрику ОАО «Маяк» в Пензе. Полимерное сырье - ПЭТ бутылки и плёнку отправляем на фирму «Экотехнологии» в город Тверь. В результате на сортировку и дальнейшую переработку из всего саранского мусора попадает лишь около 12% — основная часть направляется пока на полигон для захоронения.

Руководитель управления по организации уборки и обращению с отходами организационного комитета Чемпионата Мира по футболу-2018 Андрей Абраменко

«Пожалуй, в Саранске выстроена одна из самых лучших систем обращения с отходами. Мы посмотрели инфраструктуру, в том числе контейнерные площадки. Местные жители города привыкают сортировать отходы, бросают пластиковые бутылки в контейнер с желтой крышкой. Это классно! Процесс внедрения идет хорошими темпами. Нам бы очень хотелось, чтобы другие города-организаторы обратили внимание на опыт столицы Мордовии. Надеемся, что система раздельного сбора отходов будет массовым явлением, а не уникальным примером, каким, например, сейчас является Саранск».



-Из какой техники состоит автопарк вашего предприятия?

Сейчас в нашем  автопарке из 35 единиц мусоровозов и спецтехники. Преимущественно это импортная техника. С 2011 года работают немецкие МАНы. До сих пор все целы и невредимы. Это высокопроизводительные надёжные машины. Пробег каждой уже 300-400 тысяч километров. Сейчас уже конечно производятся серьёзные ремонты, например, коробки передач. Но техника работает стабильно, в том числе благодаря хорошему техническому обслуживанию.
Чего не скажешь о «Газелях», которые используем для зачистки контейнерных площадок. У этого транспорта были уже и капремонты двигателей при гораздо меньших пробегах. Через пять лет эксплуатации машины подлежат практически к полной замене. Надстройки мусоровозов «Цоллер» и «Фаун» также работают надёжно. Регулярно выходят из строя гидроцилиндры, но это претензии к тяжелым условиям работы и специфическому мусору, в котором попадаются частицы металла, ускоряющие износ резиновых манжетов-уплотнителей. В нашем парке есть и мусоровозы на шасси КАМАЗ: с задней загрузкой с надстройкой Kobit , бункеровозы, мультилифт с крюковым захватом. За последние 2 года мы приобрели и несколько единиц подобной спецтехники. При своевременном грамотном техническом обслуживании, регулярной диагностике и профилактике, качественном ремонте, нам удаётся поддерживать и импортную и отечественную технику всегда в хорошем состоянии и идеальной рабочей форме.

- Насколько известно, надежности техники у вас уделяется большое внимание.

В нашем случае – поломка даже одного-двух мусоровозов может привести к нарушению графиков вывоза мусора. Исходя из нашего опыта, - МАНы более производительные и  надежные. Хотя и дорогая техника. Тут вопрос в обслуживании. Сервисное обслуживание мусоровозов и другой спецтехники на нашем предприятии организовано на очень высоком уровне. Наша ремонтная зона оснащена набором современного оборудования, который пожалуй присутствует только в крупных автосервисах, например, - современное диагностическое оборудование шасси и подобное этому. Наибольшую часть ремонтных работ на мусоровозах мы производим своими силами. У нас прекрасные сотрудники – профессионалы своего дела. Мы отправляли их и в командировки в Германию, чтобы своими глазами увидеть, как происходит техобслуживание мусоровозов по немецким стандартам. Они многократно проходили обучение в сервисных центрах компании MAN, на заводах «Фаун» и «Цоллер».



- Изменилось ли отношение населения к сортировке мусора в регионе за эти годы?

Конечно, изменилось. Это выражается и в том, что доля мусора в контейнерах для вторсырья стала незначительной. И особенно за последний год очень возросло экологическое сознание жителей Саранска. Думаю, многие понимают, какое преимущество по сравнению с другими городами они имеют в Саранске с наличием инфраструктуры раздельного сбора. В Саранске сформировалось большое сообщество представителей разных слоёв населения, которые неравнодушно относятся к раздельному сбору отходов, понимают его важность и необходимость, и уже своей инициативой убеждают других, как нужно правильно разделять отходы.
У нас о раздельном сборе начинают говорить еще с детского сада. Проводят специальные уроки, исследования, рисуют и мастерят, сочиняют стихи. Потому все уже привыкли, сортировать мусор – хорошо, а бездумно его выбрасывать, особенно в неположенном месте – плохо.

Ежегодно мы печатаем десятки тысяч брошюр  для школьников о необходимости раздельного сбора, сбережении природных ресурсов, вторичной переработке отходов, а также книжек-раскрасок для детсадовцев. Иллюстрации создавали наши местные художники. В школах постоянно проводим презентации, открытые уроки. Три дня в неделю на мордовском телевидении транслируется социальный ролик, популяризирующий раздельный сбор мусора. В этом году в образовательных учреждениях прошли викторина «Мама, папа, я – экологическая
семья» и городской конкурс экологических агитбригад «Мы за всё в ответе». Агитбригады в своих выступлениях делают акцент на важность и необходимость раздельного сбора.

О раздельном сборе отходов говорят не только в школах и детских садах, но и ведется работа со взрослым населением.  В этом вопросе мы находим и полное понимание, и поддержку со стороны местных властей.

- Какую поддержку в реализации ваших проектов оказывает региональная власть?

В Республике Мордовия созданы условия для надёжной долгосрочной работы. Региональная и городская власть поддерживают  такой социально значимый проект, как раздельный сбор отходов. Департамент социальной политики администрации г.о. Саранск оказывает большую поддержку во взаимодействии со школами и детскими садами  в проведении просветительской работы, экологическом воспитании о необходимости раздельного сбора.

- Какие изменения Вы ожидаете в связи с принятием нового закона 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»?

На мой взгляд, эта новая редакция закона об отходах недостаточно проработана. Например, в документе не учтены финансовые риски регионального оператора связанные с работой в сельской местности, где систему вывоза отходов придется выстраивать с нуля. По предварительным подсчетам, инвестиции только в создание современной системы логистики сбора и вывоза отходов во всех муниципальных образованиях республики составят около 200 млн руб.

Правила обращения с ТКО содержат риски, связанные с необоснованно завышенными требованиями к регоператору по оплате услуг операторов по транспортировке, утилизации, захоронению (которая должна происходить 3 раза в месяц). П. 38. Правил обращения с ТКО устанавливает логически неоправданную схему расчетов между регоператором и оператором: перечисление 35 % стоимости услуги до 18-го числа текущего месяца, 50 % стоимости – в конце текущего месяца, и оставшаяся сумма до 10-го числа следующего месяца.
В то же время жители оплатят услугу за текущий месяц не ранее чем в конце следующего месяца. Это означает риск для регоператора на фоне большого кассового разрыва в его работе, а также запрета включения в затраты адекватного процента дебиторской задолженности (особенно в сельской местности). Регоператор может быть лишен статуса в случае «если задолженность регоператора по оплате услуг оператору по обращению с отходами превышает двенадцатую часть необходимой валовой выручки. То есть, если задолженность составляет больше одного месяца.

Следующий риск в работе регоператора заключается в том, что типовой договор между регоператором и потребителем необоснованно усложняет работу регоператора и наносит ущерб его деятельности.
Форма договора в Правилах обращения с ТКО сырая и непродуманная, она содержит только общие формулировки и мало конкретных положений. Приведем один пример: все изменения действительны, только если оформлены в письменном виде и подписаны (п. 29), т.е., например, отсутствует возможность индексировать тарифы, даже официально утвержденные, путем простого уведомления через СМИ.
В типовом договоре, являющемся неотъемлемой частью Правил обращения с ТКО, практически отсутствует ответственность образователя отходов/ собственника земельного участка за нарушения с его стороны при организации сбора и вывоза отходов:
Отсутствуют и многие другие пункты, важные для взаимодействия между регоператором и заказчиком услуги.
Законодательный запрет на включение затрат на обработку (сортировку) в структуру единого тарифа на обращение с отходами, который должен быть установлен после выбора регионального оператора (п. 4.8 ст. 24.9 федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»), тормозит инвестирование в строительство мусоросортировочных комплексов. Федеральное законодательство, которое предусматривало бы компенсацию затрат на сортировку, обработку и вторичную переработку отходов, пока только обсуждается.
Постановление об ответственности производителей за утилизацию товаров, утративших потребительские свойства (расширенная ответственность производителя или РОП), тоже не стимулирует процесс раздельного сбора, в нём отсутствую механизмы финансирования инфраструктуры раздельного сбора. Хотя это одна из его основных задач.
На мой взгляд, эффективно работает  система РОП в Германии. Кстати,  эта страна первая в мире утвердила в 1990 году федеральный закон об ответственности производителя за утилизацию упаковки. После этого, ее примеру последовали многие страны Евросоюза. Так вот, сегодня в Германии каждый производитель, который упаковывает свой товар, финансирует систему раздельного сбора и переработки (строительство мусоросортировочных и перерабатывающих предприятий).



- Как Вы видите перспективы развития вашего предприятия?

Мы заинтересованы в развитии современной системы обращения с отходами на территории всей Республики Мордовия: создание достойной инфраструктуры сбора, вывоза отходов во всех сельских населённых пунктах республики, переработка, утилизация отходов на современных объектах, дальнейшее развитие системы раздельного сбора отходов, повышение его эффективности .

Другие статьи в рубрике