Печать

В 50-х годах инженером Р.Н. Улановым создана серия тротуароуборочных машин со сменным оборудованием на базе мотоциклетных агрегатов ТУМ-57, освоенных в серийном производстве Ленинградским литейно-механическим заводом.

 

С помощью этой машины выполнялись различные работы - подметание цилиндрической щеткой, сгребание снега плугом, посыпка песком, поливка, а также перевозка различных грузов в самосвальном кузове. Перечень сезонного оборудования навешивался на трехколесную машину. В поливомоечном варианте к тягачу прицеплялась одноосная цистерна. Простота машины и легкость управления позволяли без особого труда обучать дворников работе на ней. ТУМ-57 работали в Ленинграде, Москве и других городах Советского Союза. Всего было выпущено около 6000 таких машин. Р.Н. Уланов продолжал совершенствовать машину. Он создал опытные образцы ТУМ-59, ТУМ-60 и ТУМ-61, которые, однако, не были запущены в серию.
Достаточно широкое распространение получила созданная в первой половине 60-х годов тротуароуборочная машина ТУМ-975, которая являлась одной из наиболее совершенных серийно выпускаемых машин.


 
Ее проект разработал Завод автомобильных кузовов Минавтопрома СССР, а производство освоено на заводе "Красный путь", входящем в МПС. ТУМ-975 имела оригинальное трехосное шасси с передней ведущей осью и задним сдвоенным управляемым колесом. Привод осуществлялся от мотора автомобиля Москвич, сначала 407-й модели, а затем 408-й. На шасси устанавливалась весьма комфортабельная отапливаемая кабина. Двигатель, расположенный за кабиной, и агрегаты закрывались кузовом, представлявшим собой единую с кабиной эстетически привлекательную конструкцию. Машина предназначалась для зимней и летней уборки тротуаров. Зимой на нее устанавливалось плужно-щеточное и пескоразбрасывающее оборудование, летом - подметально-уборочное. Подъем и опускание рабочих органов выполнялись гидроцилиндрами.

При имеющихся недостатках (неудобная выгрузка смета, заклинивание шнека и т.д.) тротуароуборочная машина ТУМ-975 долго продержалась в серийном производстве. Опытная партия в количестве 10 штук вышла из ворот Завода автомобильных кузовов в 1963 году. Впоследствии ее выпуск наладил завод "Красный путь", где вплоть до 80-х годов ежегодно изготовливалось примерно по 30 ТУМов.