Арт-объект, предмет благоустройства, навес и городок с видовыми площадками: Николай Полисский совместно с Галиной Лихтеровой осмыслили московский парк Чермянка посредством масштабной плетеной конструкции.

Художник Николай Полисский знаменит как создатель масштабных ландшафтных объектов, нередко совмещающих техногенный и даже фантастический, а иногда исторический смысл (Вселенский разум, Адронный коллайдер, Маяк или Граница империи) – с приятно-лесным, нарочито простым материалом: корнями, ветками, прутьями или неструганными досками на крупных болтах. Некоторые из произведений бывали и в Париже, и в Венеции, но большая их часть расположена на территории парка Никола-Ленивец в Калужской области.

 

Посмотреть на гигантский «Бобур», сплетенный из лозы, или завораживающий «Вселенский разум» москвичи едут более чем за 200 км от столицы – туда, где эти арт-объекты органично вплетены в картину живописных зеленых полей и склонов реки Угры. Теперь же некоторые произведения известного художника можно увидеть, не отправляясь в дальнее путешествие. Вместе с архитектором Галиной Лихтеровой Полисский уже реализовал в Москве такие громкие проекты, как триумфальная арка «Лихоборские ворота» в Алтуфьево, а также несколько арт-объектов в парке «Лианозово» и жилом районе на улице Русакова.

 

В одном ряду с названными художественными произведениями стоит новая реализация Николая Полисского и артели «Никола-Ленивецких промыслов» – протяженная, парящая над землей конструкция, получившая имя Чермянка, по названию реки, текущей по территории недавно благоустроенного народного парка в Отрадном.

Как поясняет Галина Лихтерова, идея превратить неухоженную и практически неиспользуемую территорию площадью 32 гектара вдоль крутых берегов реки Чермянки в большой и зеленый парк для жителей окрестных жилых домов появилась еще в 2011 году. Однако воплотить ее в жизнь удалось сравнительно недавно.

На месте заросших оврагов с большими перепадами высот появилось уютное общественное пространство с четко выстроенным вдоль береговой линии маршрутом движения, парковой мебелью и красивым мощением. В основу архитектурно-планировочного решения парка заложены особенности сложного и разнообразного природного ландшафта участка. Пространственная ось следует вдоль поймы до места слияния Чермянки и Яузы. Но, конечно, главным акцентом места выступает зависшая над прогулочным променадом «спираль», сплетенная из тонких ивовых прутьев. Эта конструкция по форме походит то ли на невероятно длинную горку-аттракцион в каком-нибудь аквапарке, то ли на гигантские вьющиеся растения, крепко сцепившиеся стеблями. Сам автор, сравнивает объект с вершами – рыболовными снастями из прутьев на каркасе, которыми пользовались еще во времена древней Руси.

Если же смотреть на конструкцию Чермянки анфас, то вся она, собранная из стройных деревянных столбиков-колонн, поддерживающих плетеную «крышу», становится похожей на замысловатый навес-галерею над петляющей между деревьями и зелеными лужайками пешеходной дорожкой. Защитить от сильного дождя такой навес едва ли сможет, а вот тень в жаркую погоду создаст.

Доминантными элементами арт-объекта служат башни, также выполненные из дерева и прутьев и расставленные вдоль реки. На каждой башне предусмотрены небольшие обзорные площадки, на которые можно подняться, чтобы осмотреть окрестности с высоты. Также эти башни, чуть возвышающиеся над деревьями, служат хорошим ориентиром для прогуливающихся по парку посетителей.

При входе в парк, обозначая начало пешеходного маршрута ярким восклицательным знаком, устроена эстрада с органом, предназначенная для проведения различных концертов и мероприятий, а по замыслу художника – для исполнения «ритуальной» музыки.

Интересно, что все составные части сложной конструкции создавались не в Москве, а в мастерской художника в Никола-Ленивце, и основным материалом служили собранные в окрестных лесах лоза и прутья. Уже готовые модули транспортировались в Москву и собирались подобно конструктору непосредственно на участке.

Сам Полисский неоднозначно относится к идее возведения подобных природных скульптур внутри кипящего мегаполиса: «Натуральный материал наивен на фоне бетона, – объясняет Николай Полисский, и тут же одергивает себя: но в этом его преимущество и сила. Художник создает новые формы, вызывающие уважение и выдающие такую мощь, которая сама себя сможет защитить – такие объекты должны быть заметны».

Поробнее об этом можно прочитать на сайте http://archi.ru/russia/58009/pletonoe-vso-srazu