Печать

13 декабря в рамках Фестиваля Урбанфорума-2014 прошла презентация концепций финалистов конкурса на развитие территорий, прилегающих к Москве-реке. О достоинствах и недостатках проектов, рассказали главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов и главный архитектор НИиПИ Генплана Москвы Андрей Гнездилов.

   Прием заявок на международный конкурс по развитию прибрежных территорий Москвы-реки был объявлен с 1 августа по 12 сентября 2014 года. По заданию участникам нужно было сделать зону у воды максимально доступной для всех и сформировать систему взаимоувязанных территорий, прилегающих к Москве-реке, которая превратит главную водную артерию столицы в связующее звено городской структуры. 11 декабря был объявлен победитель – российское архитектурное бюро "Проект Меганом".

«Действительно, состоялось большое культурное событие, - отметил Сергей Кузнецов, - однако хотелось бы подчеркнуть, что конкурс – это далеко не вся работа над проектом. До этого большая исследовательская работа была проведена Институтом Генплана, а после конкурса институт совместно с победителем будут прорабатывать различные технические моменты, готовить документы по каждому объекту, задействованному в концепции. План реализации будет рассчитан на три этапа: первая фаза – это 3-5 лет, вторая – уже 10 лет до 2025 года, третья – 20 лет до 2035 года. Это очень смелое решение, подобные проекты в других городах развиваются десятилетиями». 

ООО «ПРОЕКТ МЕГАНОМ» 

Смысловым ориентиром для концепции проекта послужил обобщенный образ порта. Это привлекательные культурно-рекреационные пространства на воде, – магниты и «перевалочные пункты», встроенные в тщательно продуманную систему пешеходных и транспортных связей, поддерживающих функций, передовых экологических технологий и программ городского партнерства. Каждый из портов создает новую ось развития Москвы.

В основе проекта развития связи трех рек Москвы – Сетуни, Москвы и Яузы – лежит инициатива создания интегрированной культурно-рекреационной и туристической программы использования прибрежной территории. Концепция озеленения подразумевает создание некого живого пространства для общения и творчества, просвещения и культурной деятельности. Набережная с естественными берегами придаёт городу живой вид.

 

Также планируется развивать инфраструктуру общественного транспорта: метро, новые автобусные и трамвайные маршруты, а также водный транспорт для связи зон не связанных друг с другом напрямую.

По словам Андрея Гнездилова, выигрышным решением команды было создание системы «портов». «Их основная идея – это создание фокусов или «портов», как они их назвали. Фокус определяется как результат большого количества предпосылок, которые команда видит в окружающей территории, в самом городе, в этой водной системе, в этих достоинствах и недостатках самой территории – вот эти точки, действуя на которые, можно включить город в новую жизнь.

Большое внимание также уделено чистоте реки и обработке берегов, дизайну набережных и т.д. И вот здесь возникла дискуссия – какие способы экологической очистки воды мы будем применять. Команда продвигает идею использования большого количества растений, однако это спорный момент…кажется, будто река «зацвела». Этот момент будет дорабатываться», - уточнил Гнездилов.  

TURENSCAPE INTERNATIONAL LIMITED

Согласно проекту, весь план развития инфраструктуры направлен на решение пяти проблем, выявленных в городе: преобразование экосистемы, переориентация транспортной системы, изменение социального баланса, культурное возрождение и возрождение экономической активности.

Сущность плана развития инфраструктуры Москвы-реки основана на общей концепции создания своего рода «Излучин жизни», которые расширят функциональность реки и превратят ее в центр городской структуры Москвы в пределах МКАД. Данный альтернативный подход к урбанизации имеет принципиально новую черту: река рассматривается не как один из многих компонентов городской инфраструктуры, а как один из ее важнейших элементов. Кроме того, в основе проекта лежит идея о том, что экологическая безопасность является ключевым условием модернизации, необходимо предотвратить пагубное влияние будущего градостроительства на экологию города. 

Если говорить о транспортной системе на участках, прилегающих к Москве-реке, то главная цель данного направления – создание транспортной сети с ограниченной скоростью движения, которая поспособствует развитию ориентированных на людей способов передвижения, одновременно снижая нагрузку на автомобильный транспорт. Помимо этого, в качестве дополнительных методов, способствующих созданию новой культурной среды вдоль берега, рассматриваются организация дорожек для катания на лыжах и коньках, фуникулер и т. д.

«Проект сразу показался нам одним из фаворитов, это очень сильная работа с точки зрения  своей продуманности, проработки всех вопросов, поставленных в техническом задании. Стоит сказать большое спасибо китайским коллегам за то, что они нашли «фишки», которые можно реализовать помимо проекта победителя. Однако в то же время проекту хватило отличительной черты, такой как порты у «Меганома». Кроме того китайских коллег подвело то, что во главу угла в их концепции было поставлена именно очистка воды. Экология это хорошо, но в плане планировочных идей, по интеграции реки и города – по этим критериям проект не дотянул», - пояснил выбор жюри Сергей Кузнецов.  

BURGOS&GARRIDO ARQUITECTOS 

Проект испанской команды под названием «Линейный текучий центр» предполагает создание несколько зон, в каждой из которых предусмотрены все необходимые услуги и серви¬сы, расположенные в непосредственной близости к жилым домам. При этом в каждом таком локальном центре будет располагаться как минимум одна уникальная для города функция, привлекающая жителей со всего города.

А поскольку Москва уже использует реку для осуществления грузовых перевозок,  команда предложила  убрать перевозки тяжелых грузов с городских автомагистралей. При тщательном планировании размещения новых причалов для временного использования при новом строительстве позже они могут быть использованы для развлекательно-рекреационных целей.  По мере роста нового линейного центра строительство новых транспортно-пересадочных узлов поможет во многом решить проблему, эффективно объединив городские транспортные сети, в том числе перевозки наземным общественным транспортом, линии метрополитена и парковки.

«Сделать реку центром – это и достоинство, и недостаток этой команды. Они сфокусировались на ленте реки, на которой образовали множество вытянутых линейных центров. С одной стороны, сфокусироваться на реке, на одной идее – очень продуктивно. Но, мне кажется, недостатком этой работы является  отсутствие тесных связей между городом и рекой», - прокомментировал Андрей Гнездилов.

«Город во многом уже сложился и перекроить его сложно. Хотя то, что испанские коллеги привлекли наше внимание к тому, что река является ключом к градпланированию, и был шанс начать двигаться вдоль реки, наверное, в 1930-х годах, это интересное наблюдение, - отметил Сергей Кузнецов. - Сегодня компактные центры компактного города – это один из успехов развития города, потому что, как показывает практика, обслуживать линейную длинную систему с точки зрения эксплуатации, налаживания коммуникационных сетей и транспортных связей очень сложно. Такая система проигрывает компактному городу».  

MAXWAN ARCHITECTS+URBANISTS

Среди основных идей данного проекта: преобразование улиц, ведущих к реке, уменьшение транспортных полос и расширение пешеходно-велосипедных дорожек на набережных, создание обоснованных уличных парковок и улучшение пересекаемости проезжей части набережных, открытие выделенных автобусных полос, создание сети метро+велосипед, усовершенствование существующих мостов, создание досуговых мест назначения на реке, в зимнее время спасающих от холода.

Проект также предлагает эффективное использование бывших промзон, развитие существующих зон железнодорожных вокзалов, преображение Садового кольца в действительно садовое кольцо (из Серого в Зелёное), связывание растительной и речной структуры Москвы-реки и её притоков для создания зелёных коридоров, служащих основой для сред обитания, развитие общественного транспорта, в том числе, водного. 

Сергей Кузнецов: «В этой работе видно, что консорциум возглавляет команда, которая сильна в ландшафтном дизайне. Опять же, это и плюс, и минус. С точки зрения дизайна набережных они очень хорошо поработали,  мы сейчас хотим дополнить концепцию развития реки подобными стандартами благоустройства. К слабым чертам работы я бы отнес градостроительные решения. Довольно утопичными выглядят предложения – убрать с набережной все машины, сделать пешеходные и велосипедные маршруты всей реке. И тем более мне показалось удивительным, что коллеги предложили застроить Строгинскую пойму жилыми домами. Я думаю, что утверждение такого проекта вызвало бы бурю негодования у жителей Москвы». 

ООО АРХИТЕКТУРНОЕ БЮРО «ОСТОЖЕНКА»

Идеология проекта: «Река, как ожерелье смысловых отрезков». Эко-регион Москворецкого парка, деловой центр Москва-сити, промышленные регионы юго-востока города – все это объединено единой линией реки, которая выступает своего рода связующим звеном столь разных территорий.

Планируя поэтапную стратегию открытия русел притоков Мо¬сквы-реки, команда предлагает программу её терапии и городской экологии в целом, повышение проницаемости городской среды, её индивидуальности. По сути, город со временем приобретает сто рек вместо одной.

Что касается речного транспорта, то проектом предлагается создание речных барж, которые могли бы курсировать, например, от Хорошево-Мневников до Нагатино. Такие баржи могли бы иметь разную специфику – баржа, пляж, ресторан, скейт-парк, бассейн…. Принимаемая концепция преобразования территорий предусматривает приоритеты в организации пешеходного движения, включая организацию свободных выходов к водной поверхности. Предлагаемые транспортные решения: переход на систему хорд, строительство дублеров Волгоградского и Кутузовского проспектов, старт развития транспортной инфраструктуры на промышленных территориях, в качестве альтернативных видов передвижения – подвесные канатные дороги и система Мини-метро.

Несмотря на то, что работа бюро «Остоженка» заняла всего пятое место, жюри эту работу оценило очень высоко. «Коллеги сделали глубочайший анализ гидросистемы Москвы-реки, которая имеет протяженность 500 км. Большой раздел этой работы посвящен ревитализации этой гидросистемы, правда, с довольно экстравагантными проектными решениями – например, предлагалось убрать Филевскую ветку метро и открыть русло реки «Фильки», или открыть русло реки «Котловки» в районе Котельского завода на юго-востоке.  Для реализации сегодня – это малопригодные вещи», - заметил Сергей Кузнецов. 

«Идея рассматривать систему реки как часть ландшафта, на мой взгляд, весьма перспективная. По крайней мере, в НИиПИ Генплана Москвы я вижу тенденции к рассмотрению водной системы Москвы-реки как направления развития не только рекреационных зон, но и как системы малых рек, которые тянутся в спальные районы и могли бы связать их с центром. Эти зеленые коридоры очень привлекательны и для застройщиков, потому что любая недвижимость вблизи водных ресурсов стоит гораздо дороже», - отметил Андрей Гнездилов. 

SWA GROUP

Основные тезисы данного проекта: уплотнение улично-дорожной сети и структуры города,  развитие локальных очагов притяжения деятельности местных жителей на основании остановок скоростного транспорта, социальная интеграция местных жителей, влияющая на сплоченность городского населения, повышение культурной значимости территории, улучшение экономического климата, благодаря развитию местного малого бизнеса и созданию новых рабочих мест, развитие досугово-культурной сферы.

Проектом предлагается создание в Москве скоростного общественного транспорта с провозными возможностями порядка 10-20 тыс. пассажиров в час. Также предлагается использовать пространство под мостами под общественную функцию, сделать их узловыми точками на пересечении общественного водного и наземного транспорта, где они могут стать центрами культурной и общественной активности, местами проведения культурных событий, выставок. 

Андрей Гнездилов: «Обращение многих участников конкурса к транспортной функции реки говорит о том, что это функция сейчас полностью провалена, и надо что-то предпринимать. В данном случае команда предложила пустить аккумуляторный трамвай вдоль набережной. Не совсем удачно, на мой взгляд. У нас уже есть пример Будапешта, где вдоль Дуная идет трамвай, и к реке не подойдешь». 

Кроме того, технически осуществить это решение не представляется возможным: в некоторых местах русло реки настолько узкое, что сузить его не получится даже на метр. Да и обошлась бы реализация подобного проекта в астрономическую сумму, добавил Сергей Кузнецов.

Изображения: Москомархитектура

Источник сайт http://archsovet.msk.ru/