Печать

В конце 2010 года в Иркутске были закрыты недавно установленные заглубленные контейнеры в микрорайоне Солнечном. Перед современной контейнерной площадкой вновь были установлены старые металлические баки. И картина снова стала привычной: порванные пакеты, мусор и бездомные собаки.

Всего в рамках эксперимента власти установили в Солнечном около пятнадцати заглубленных контейнеров. По словам вице-мэра Иркутска Дмитрия Разумова, управляющая компания, на территории которой находятся контейнеры, заключила договор по вывозу мусора с частным предприятием, не имеющим соответствующей техники для обслуживания новых баков. Поэтому и было решено их законсервировать.

Похожая история произошла и на севере Москвы. Рядом с новенькими круглыми баками тоже соседствуют наспех покрашенные старые металлические. Всего в столице установлено уже более 3000 заглубленных контейнеров, и значительная их часть не обслуживается в надлежащем порядке. Жители северного округа столицы почти год безрезультатно заваливалижалобными письмами представителей префектуры.

Почему возникают такие ситуации?

Система подземного сбора мусора широко применяется во всем мире, накоплен большой опыт ее эксплуатации. Но, видимо, при внедрении модной западной технологии коммунальщики не всегда учитывают важное правило. Для того чтобы технология работала, ее внедрение должно быть обеспечено правильной техникой и оборудованием, соответствовать нынешнему состоянию рынка и мировоззрению потребителя, а главное, нужно точно соблюсти все технологические требования по установке оборудования.

Система накопления отходов в контейнерах, частично спрятанных под землю, была разработана в Финляндии более 20 лет назад. К тому времени в этой стране уже активно применялись технологии раздельного сбора отходов, рынок развивался в сторону снижения затрат на вывоз мусора. В качестве основных доводов в пользу этого метода назывались экономия места для площадки, ее внешний вид, а главное, возможность вывозить мусор реже. Для Финляндии, страны с низкой плотностью населения, эта сис- тема подходила как нельзя лучше. Вывозить мусор из рассредоточенных на значительных территориях площадок каждый день нерентабельно. Заглубленный контейнер позволяет накапливать отходы в течение нескольких дней и вывозить отдельные виды отходов по мере накопления. Для непортящихся фракций – стекла,пластика – устанавливаются большие емкости, вывозить их можно редко. Для ТБО – контейнеры поменьше, для более частого опорожнения. При этом бытовой мусор не так быстро портится, как в обычном баке. Контейнер плотно закрыт крышкой, да и температура под землей гораздо ниже. К тому же финские просторы позволяют свободно подъехать к контейнеру машине с длинным краном-манипулятором (только такая техникаможет работать с заглубленными баками).

Позже технология получила распространение в центральной и южной Европе. Подземные баки там устанавливаются на удаленных заправках, в пешеходных и парковых зонах, на площадях. Там, где мусор не нужно вывозить каждый день, да и по составу он более легкий. В основном это пластиковые и стеклянные бутылки, бумажки: все то, что можно выбросить, просто проходя мимо.

В России подземные контейнеры используются в Санкт-Петербурге, Москве, Иркутске, Омске, Ижевске, Воронеже, Мурманске и других городах. Европейскую технологию в нашей стране тут же перекроили на новый лад и стали устанавливать заглубленные контейнеры в жилом секторе, в условиях многоэтажной застройки. Причем один подземный контейнер устанавливается вместо 5-6 обычных, а значит, вывозить из него мусор придется опять-таки каждый день.Ни о какой экономии времени речи и быть не может. Если загрузка обычногоевробака объемом 1,1 м3 с помощью современного подъемного устройства займет около 20 секунд, то опорожнение 5-кубового мешка из подземной емкости – дело небыстрое. Оператору нужно перевести КМУ из транспортного положения в рабочее, выдвинуть аутригеры или гидравлические опоры, подцепить мешок,опустошить его, а затем проделать все эти операции в обратном порядке. Все это время, скорее всего, мусоровоз будет мешать проезду автомобилей, велосипедов и колясок.

Стоит обратить особое внимание на то, что контейнеры заглубленного типа спроектированы именно для легкого мусора. В среднем, по европейскому опыту, полностью заполненный 5-кубовый мешок должен весить не более 400 кг. Российская практика показывает, что, будучи набит тяжелым бытовым мусором, такой мешок весит около тонны. Это влечет за собой повышенные требования к материалам контейнера и технике, которая будет его обслуживать. Мешок должен иметь соответствующий запас прочности, а стрела крана-манипулятора запас грузоподъемности (не менее 1000 кг на максимальном вылете). В противном случае мешки будут постоянно рваться, мусор просыпаться, а техника выходить из строя. К важнейшим рабочим характеристикам КМУ относится и длина стрелы. Она должна быть достаточной для того, чтобы дотянуться до контейнера, когда подъехать близко к площадке невозможно из-за множества припаркованных вокруг нее машин. Множество проблем может быть вызвано также неправильной установкой и использованием не соответствующих технологии конструктивных элементов. Например, в некоторых случаях вместо герметичной пластиковой или бетонной капсулы мешки контейнеров помещаются в емкости из обычных бетонных колец для дачных колодцев и постоянно подтапливаются грунтовыми водами. Да и сами мешки зачастую с целью удешевления изготавливаются не из оригинальных высокопрочных материалов, вследствие чего не могут выдержать ложащиеся на них нагрузки.

В Москве новые контейнеры страдают еще и от нехватки парковочных мест. Заглубленные контейнерные площадки в соответствии с концепцией экономии места в тесных московских дворах не имеют защитного ограждения. В одном из таких дворов неопытный водитель, пытаясь отвоевать для себя кусочек парковки, повредил дорогостоящий контейнер, после чего его использование стало невозможным. Замена контейнера бюджетом не предусмотрена, и он на продолжительное время превращается в локальную «несанкционированную свалку». Остальные контейнеры тоже постоянно переполняются.

Распространен и метод вывоза мусора из заглубленных контейнеров небольшими бортовыми грузовичками с манипулятором. Такая машинка может обслужить всего 1-2 контейнерные площадки, после чего должна ехать к месту утилизации. Перегрузить мусор из такого транспортного средства в более вместительный мусоровоз в черте города без вспомогательных средств невозможно. Себестоимость вывоза одного контейнера таким способом очень высока, а все эти расходы, естественно, ложатся на потребителя.

Примером правильного и разумного подхода может служить томское предприятие МУП «Спецавтохозяйство». Компания установила пробную площадку и с заглубленными контейнерами и сразу же приобрела специальную машину для ее обслуживания – мусоровоз Zoeller серии Medium на шасси Scania с задней загрузкой, краново-манипуляторной установкой и подъемным устройством для евроконтейнеров. Эта машина универсальна. Она может загружать мусор не только из подземных емкостей, но и из обычных баков и быстро окупает инвестиции. Большой межсервисный интервал, отсутствие внеплановых простоев из-за поломок, низкий расход топлива импортного шасси – все это экономит деньги и мусоровывозящей компании, и потребителей услуг.

Объем кузова Zoeller Medium XL – восемнадцать кубических метров. Это означает, что при коэффициенте прессования 1:6 его бункер вместит 108 000 литров отходов. А это примерно 22 заглубленных контейнера объемом 5 м3. Обычно такая машина работает два графика в день. То есть за день она обслужит до 44 контейнеров и всего лишь дважды съездит на полигон. Маленькая машина загрузит 44 контейнера в 22 приема, но 22 раза съездить к месту утилизации физически не сможет, то есть таких машин понадобится как минимум четыре.

Теперь сравним затраты. Маленькая машина тратит около 20 литров бензина на 100 км пробега. Большая – 50. Но четыре маленьких машины тратят уже 80 литров на 100 км. При удаленности полигона на 25 км от города, они преодолеют в день не меньше 300 км, а мусоровоз Zoeller не более 150. Кроме того, эти четыре машины нужно купить, содержать, обслуживать, да еще и платить зарплату 8 единицам персонала, вместо 2. По словам производителей данного автомобиля, подмосковной компании «РГ-Техно», мусоровоз Zoeller c КМУ – оптимальное решение для обслуживания заглубленных контейнеров. Машина может работать в любом регионе России: гидравлическая система стабильно функционирует при температуре от -50°С до +50°С. Запас прочности кузова и прессующего механизма допускает даже загрузку КГО. Главная конструктивная особенность машины – комбинированное загрузочное устройство. Если организация обслуживает различные типы контейнеров и площадок, такая универсальность позволит существенно сэкономить на логистике. Дополнительный управляемый гидравликой специальный приемник увеличивает емкость приемного бункера до 5 м3. Значит, содержимое 5-кубового мешка с легкостью разгружается без просыпания мусора.

Сейчас МУП «Спецавтохозяйство» продолжает внедрять новую технологию сбора отходов. В ходе использования пробной контейнерной площадки томские коммунальщики выявили еще одну сложность: маленькие размеры люков не позволяют бросать в бак объемные мешки с мусором. Ведь стандартная европейская конструкция предназначена для небольших порций предварительно отсортированных отходов. Но на последующих площадках были установлены баки с увеличенным загрузочным отверстием, и эта проблема была решена.

Специалисты компании вместе с городскими властями выбрали правильную тактику. В Томске будут устанавливать заглубленные контейнеры преимущественно не во дворах жилых домов, а местах общего пользования – в парках, на бульварах и площадях. В планах «Спецавтохозяйства» приобретение у «РГ-Техно» еще одного универсального мусоровоза Zoeller с КМУ с большей вместимостью кузова.

Практика показывает, что даже в случае заимствования проверенной годами технологии, нужно правильно адаптировать ее к существующим реалиям. Компаниям и муниципальным образованиям, которые только собираются заняться установкой и обслуживанием заглубленных контейнеров уже есть на что опереться. Их коллегами в регионах России уже накоплен некоторый опыт, как положительный, так и отрицательный, который можно учесть и уже не допустить подобных ошибок.

МНЕНИЕ. Роман Лобов, исполнительный директор ООО «РГ-Техно»:
На мой взгляд, нельзя говорить о том, что система подземного накопления отходов плоха или не подходит для нашей страны, основываясь только на неудачном опыте некоторых городов и компаний. Европейцы очень рациональны. То, что в Европе эта технология постоянно развивается, свидетельствует о том, что она имеет право на существование, если применять ее точечно, там, где это будет уместно.

Наши клиенты часто обращаются к нам за консультациями, когда собираются расширять спектр своих услуг: устанавливать и обслуживать заглубленные контейнеры. Мы стараемся помочь им выбрать правильное направление, освоить новый сегмент рынка с максимальной эффективностью и для себя, и для своих клиентов. Передаем им не только наши знания, но и широкие возможности нашей техники, за которой стоит 65-летний опыт обращения с отходами в Европе. Модели мусоровозов Zoeller, которые мы предлагаем в России, отвечают самым высоким требованиям и максимально адаптированы для эксплуатации в нашей стране.

Сейчас для одного из наших клиентов мы разработали новую машину для обслуживания евроконтейнеров и подземных бункеров. Краново-манипуляторная установка этого мусоровоза смонтирована не за кабиной, а на крыше кузова. Это позволило нам удешевить конструкцию, сократить время приведения стрелы крана в рабочее положение и увеличить объем кузова до 21,5 м3. Еще один важный момент: центр поворота КМУ смещен в сторону задней части. Это означает, что даже когда к месту расположения контейнера трудно подъехать, достаточно вылета стрелы крана не в 12, а всего в 7,5 м. Мы призываем наших клиентов не бояться нового. Лидерство на рынке зачастую зависит от того, кто первым займет новую нишу. Главное, выбирать для достижения цели правильный подход и максимально эффективную и надежную технику.