Миграционное законодательство: изменения – что ожидать

Миграционное законодательство: изменения – что ожидать

Еще в начале 2013 года президентом Владимиром Путиным была озвучена концепция изменения миграционного законодательства. Сроки принятия изменений были неясны, но после волнений в Бирюлево все решения были оперативно приняты. В течение четырех дней после погромов в Бирюлево ОМОН устраивал облавы на подъездах к крупным гипермаркетам, отлавливая их работников, в том числе сотрудников клининговых компаний. Начались серьезные проверки мест массового пребывания иностранных граждан – рынков, гипермаркетов, вокзалов, аэропортов, строительных площадок. Несколько рынков вообще были закрыты. Проверки шли два месяца, представители клининга надеялись, что после Нового года станет полегче, но проверки на объектах продолжаются.

9 августа 2013 года были приняты поправки в миграционное законодательство. Прежде всего они коснулись изменения ответственности иностранного гражданина за отсутствие регистрации и разрешения на работу. Ранее предусматривался штраф от 2000 до 5000 рублей, теперь он составляет от 5000 до 10 000 рублей. Помимо увеличения штрафов речь идет также об обязательном выдворении. Это распространяется на Москву, Московскую область, Санкт-Петербург и Краснодарский край. В остальных регионах пока не предусмотрено обязательное выдворение. Суд может принять решение о наложении штрафа без необходимости покинуть территорию России.

Выдворение бывает двух видов: контролируемое, когда миграционная служба передает дело судебным приставам и они сопровождают человека, и самостоятельное, когда человек должен заплатить штраф и самостоятельно покинуть Россию в течении 30 дней. Но, как показывает практика, самостоятельно человек чаще всего не уезжает. Он остается и продолжает нелегально работать.

У Федеральной миграционной службы (ФМС) есть также право закрывать въезд человека на территорию России. Сейчас этим правом начали пользоваться значительно больше. Если иностранный гражданин в течение года совершил два и более административных правонарушения, ему может быть закрыт въезд в Россию на срок от 2 до 7 лет. Это могут быть любые правонарушения, например правил дорожного движения. Иногда это озвучивается на таможне, когда человек покидает Россию, а иногда – когда он пытается вернуться. Всего, по данным ФМС, из России в 2013 году было выдворено 63 тыс. мигрантов, еще 400 тыс. человек был закрыт въезд в страну. По нашим оценкам, в одной Москве 2–3 млн мигрантов. Из них около 2 млн находится и работает на нелегальном положении, в случае задержания их ждет выдворение и, вероятнее всего, запрет на въезд в Россию.

Также были увеличены штрафы в отношении юридических лиц. Ранее они составляли от 250 000 до 800 000 рублей за предоставление работы человеку без соответствующего разрешения, а теперь – от 800 000 до 1 500 000 рублей.

С 1 декабря 2013 года изменился порядок пребывания иностранцев в России. Раньше иностранный гражданин мог пробыть в нашей стране 90 дней, выехать за ее пределы и сразу же вернуться. Теперь он может пробыть 90 дней и обязан уехать также на 90 дней. Проживать более долгий срок ему позволяют вид на жительство или разрешение на временное пребывание. А также легализация – получение патента или разрешения на работу.

Патентованный мигрант

После осенних проверок всем стало понятно, что вопрос с мигрантами надо решать цивилизованно и понятно для бизнеса. Три важных сферы экономики: розница, ЖКХ и строительство – держатся сейчас именно на иностранной рабочей силе. В декабре президент Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию предложил распространить норму, разрешающую мигрантам работать у физлиц на основании патента, также и на юридических лиц. Пока патентная система доступна только мигрантам, нанимающимся на работу к физическим лицам, например в качестве садовника или домработницы.

Ожидается, что соответствующие поправки будут приняты Госдумой уже весной, но вряд ли вступят в силу раньше 1 января 2015 года. Закон был инициирован московским правительством, и это не скрывается. Он мог бы вступить в силу уже с 1 июня 2014 года, но вопрос пока не проработан. По заявлениям Минтруда, выработка методики и принятие нормативных актов могут затянуться до конца года.

Ожидается, что схема получения патента будет более простой для гражданина. И будет предусмотрен ежемесячный платеж в пределах 5000 рублей в бюджет государства за право работать в России.

Также будут ужесточены условия пребывания для иностранцев на всей территории страны, теперь при совершении любого правонарушения будет обязательное выдворение на срок от 2 до 7 лет. Это делается с целью снижения количества преступлений, совершаемых иностранными гражданами.

 Все дороже и дороже

После ужесточения законодательства и начала массовых проверок появились требования по повышению зарплаты иностранным гражданам. Это вызвано еще и тем, что количество иностранных граждан уменьшается, а расходы на их пребывание в России растут. Привлечение россиян не решает эту проблему, так как у них есть проблемы с дисциплиной и производительность труда значительно ниже. У любого мигранта из Средней Азии производительность труда в 3 раза выше, чем у россиянина. По факту приезжая девочка может убрать за день 1,5 тыс. кв. м, россиянка – максимум 600 кв. м.

На объектах все больше ощущается нехватка персонала. Клининговые компании концентрируют свое внимание на менеджерах объектов и бригадирах, чтобы эти люди не менялись и составляли основу коллектива. Менеджер может обучить нового сотрудника, расставить по объекту. А линейный персонал, уборщицы, к сожалению, все чаще меняются. Уже в течение прошлого года ощущалась нехватка адекватного персонала в нужном объеме. При поиске уборщицы в центральный офис одной крупной компании главным критерием были абсолютно чистые документы и все разрешения. В результате взяли женщину, у которой с документами все нормально, но пол моет она не очень хорошо. Теперь приходится искать не профессионалов, а людей с документами.

Увеличение стоимости услуг иностранных граждан может повлечь за собой увеличение стоимости контракта с клининговой компанией. Теперь нужно обеспечивать работников жильем, платить им аванс, обеспечивать питанием и транспортом, организовывать прохождение медосмотров для получения медкнижек, помогать в получении сертификата о знании русского языка, то есть появляется новая статья расходов – «инвестиции в персонал», которой раньше не было. Все это дополнительные расходы. Сейчас можно найти мигранта на 20–22 тыс. руб. в месяц. Раньше можно было взять и на 14 тыс. руб.

Фонд оплаты труда составляет 60–70% от стоимости контрактов на уборку коммерческой недвижимости. После того как стоимость привлечения мигрантов выросла, доходность на некоторых объектах ушла в минус. Часть клиентов готовы поднимать стоимость контракта с нами на 15–30%, но понятно, что они включат эти расходы в стоимость конечного товара. В тех случаях, когда клиенты не готовы повышать оплату по контрактам, многие клининговые компании вынуждены избавляться от низкорентабельных активов.

Клинеры понимают, что на рынке меняются условия игры и готовы подстраиваться под них. По всей видимости, политика в отношении мигрантов будет только ужесточаться. Основная тенденция в клининге – резко падает качество и растет стоимость наших услуг. От этого нам никуда не уйти.

 

Дмитрий Миско, исполнительный директор Cristanval для журнала «Клининг»

 

Печать
E-mail