Практика применения современных противогололедных материалов постепенно входит в правила содержания дорог зимой во многих российских городах, где отказываются от пескосоляной смеси.

Практика применения современных противогололедных материалов постепенно входит в правила содержания дорог зимой во многих российских городах, где отказываются от пескосоляной смеси. Как отмечают профильные специалисты, это связано с тем, что исследования доказывают неэффективности технической соли как противогололедного средства, а также вред от песка, который абсорбирует отходы дорожно-автомобильного комплекса.

В начале декабря в Самаре власти и госавтоинспекторы провели совместную пресс-конференцию, где озвучили итоги использования современного противогололедного материала. Часть районов города обрабатывалась по-старинке солью с песком, а часть – отечественной разработкой «Бионорд».
Как рассказали на брифинге сотрудники отдела ГИБДД управления МВД России по города Самара, в ведомстве зафиксировали, что с начала эксперимента по использованию нового реагента снизились показатели аварийности и травматизма.
Например, в 2014 году, когда улицы шести районов Самары начали обрабатывать «Бионордом», аварийность на них упала на 11% по сравнению с годом ранее, а травматизм пешеходов на тротуарах с 2016 по 2018 годы стал меньше на 44%!
По словам инспекторов, статистика подтверждает, что современные типы ПГМ позволяют обеспечить лучшее качество уборки от наледи.   Кроме того, новые ПГМ способны работать в широком температурном диапазоне и расход этих материалов значительно ниже, чем пескосоли. Отечественные дорожники к такому повороту оказались не готовы, из-за чего в некоторых городах, где перешли на современные реагенты, происходят курьезы.
Например, в декабре дорожники из Красноярска признались, что переборщили с закупленным реагентом, потому что не думали, что он будет так качественно плавить лед. К слову, в сибирском миллионнике в этом сезоне приступили к обработке центральных улиц города таким же материалом, что и в Самаре.
В погоне за чистотой и безопасностью на красноярских дорогах, профильные службы не соблюли рекомендации завода-изготовителя и перестарались с количеством материала. Как и положено, реагент растопил залежи льда, несмотря на морозы, удивив и горожан, и специалистов. В итоге, в местной мэрии было принято решение строго соблюдать инструкцию и регламент, которую предписывает разработчик материала.



Между тем, как говорят эксперты, в стремлении перехода на новые типы ПГМ есть ряд вполне понятных причин. Одна из них кроется в том, что у пескосоляной смеси весьма ограниченный временной диапазон работы, а также низкая эффективности при температурах ниже -10-12 градусов. Кроме того, соли в таких смесях обладают большей коррозионной активностью по сравнению с современными реагентами. Агрессивное влияние пескосоли на металлы в два разы выше, чем у того же «Бионорда».
Такие же параллели можно провести по воздействию на обувь, инфраструктуру и экологию.
Это объясняется тем, что в основе работы пескосоли лежат химические свойства хлоридов. В основном хлористого натрия. Эти вещества пагубно влияют на почвы, способны приводить к возникновению ржавчины и могут легко испортить одежду или обувь.
В современных же реагентах свойство этих веществ смягчено специальными биоразлагаемыми компонентами – солями муравьиной кислоты.
Стоит добавить, что эти соли обладают в разы меньшей коррозионной агрессивностью и безопасны для почв, экологии, животных и людей. Именно на основе этих «муравьных» солей – формиатов –  производят специальные реагенты для объектов с повышенными требованиями безопасности. Например, для гражданской и военной авиации.
Противогололедные материалы на основе формиатов давно используются на западе. В Россию разработка пришла 10 лет назад. Впервые на отечественном рынке такие ПГМ появились в линейке продукции Уральского завода противогололедных материалов, основатель которого Рустам Гильфанов занимался изучением зарубежных практик борьбы со льдом в течение нескольких лет.

Сейчас ПГМ с формиатами активно применяются во многих городах страны. Их качество подтверждается не только исследованиями, но и статистикой. Несмотря на скепсис по отношению к новинке, цифры показывают, что многокомпонентные реагенты качественнее убирают лед, а, значит, способны лучше обеспечить безопасность для пешеходов и водителей.

Другие полезные материалы читайте в свежем номере журнала GORHOZ

Pdf версия доступна для скачивания

Другие статьи в рубрике